Cовременные методы подготовки шахматистов

Автор: Ирина Михайлова, гроссмейстер

тренер шахматного клуба им Петросяна (г. Москва)

Формула успеха: 2200 ЭЛО+2 года работы=международный мастер!

Четыре кита, на которых базируется мощь шахматиста, патриарх советских шахмат Михаил Ботвинник определял так: шахматный талант, характер, здоровье и специальная подготовка. Однако в последние годы наряду с базовыми методами подготовки шахматистов, появились и новые. Это определяется широким использованием персональных компьютеров и шахматных программ, сильно изменивших процесс тренировки.

К сожалению, тема использования программного обеспечения и других компьютерных ресурсов, связанных с развитием методов и систем тренировки в шахматах, недостаточно разработана.

В детском шахматном клубе им Т. В. Петросяна (Москва), где я развивала компьютерное обучение в течении последних шести лет, были достигнуты отличные результаты. Хочу поделиться некоторыми своими примерами из тренерской практике и соображениями.

Специальная подготовка юных шахматистов на современном этапе претерпевает существенные изменения по форме и получает дополнительные возможности, которые ранее невозможно было технически реализовать.

Мой опыт позволяет сделать вывод, что выполнение норм международного мастера для многих становится вполне реальной задачей уже в школьные годы.

Компьютер – это, прежде всего, творческий инструмент в руках педагога. Резко возрастает интенсивность тренировочного процесса. Но научиться работать вместе с компьютером – дело не простое.

При этом роль и ответственность тренера, использующего новую методику, возрастает, так как именно он планирует и определяет все этапы тренировочного процесса.

Не секрет, что программное обеспечение — важнейшее слагаемое успеха. К счастью, у клуба существовали давние связи с одним из лучших в мире производителей шахматного программного обеспечения компанией ChessAssistant

В клубе учебный процесс был построен с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и опытом занятий с ним основного тренера по школе. Одновременно в классе занимались не более 3—4 шахматистов одновременно.

Теперь остановлюсь подробнее на цикле подготовки юных шахматистов до уровня международного мастера (ММ). Приступая к штурму высокой планки выполнения норматива ММ, шахматист должен осознавать, насколько тернист и долог этот путь. В начале этого пути надо определить этапы, средства достижения итоговых и промежуточных целей. Только правильная постановка целей и задач позволит успешно пройти промежуточные этапы этого пути.

 

Тренировка и испытание, "нулевой" этап до получения начального индивидуального коэффициента (ИК-Эло) (2200).

Самый первый этап мы условно назвали нулевым - "0". Цель этого этапа - достигнуть уровня игры ИК-Эло примерно 2200 ед. На этом этапе шахматист должен создать успешно отработанный репертуар из 2 дебютов за белых и стольких же - за черных. Хорошо владеть тактическим оружием (60-70% правильно решенных тестовых заданий средней трудности), иметь прочные знания об основах шахматной стратегии: как строится оценка позиции, ее элементы; быть знакомым с 15-25 типовыми планами из примеров шахматной классики, знать элементарные типовые шахматные окончания: оценку, план игры, типовые тактические приемы примерно для 250 эндшпильных позиций. Необходимо освоить работу на персональном компьютере с учебными и игровыми программами.

Тренировочный процесс строится с учетом учебной загруженности и физического состояния учащихся. Занятия планируются по индивидуальному графику.

Цикл соревнований и тренировочных партий строится таким образом, чтобы происходило практическое закрепление усвоенного теоретического материала.

Закончивший “0”этап - Завен Терминасов (1988г.р), выиграв традиционный Мемориал Юдовича, стал чемпионом Москвы до 16 лет. Но на наших занятиях мы быстро выявляем пятна! Так, огорчению Завена не было предела, когда в важном поединке

Терминасов – Морозов, Москва 2003

 

последовало

33.Ґg5?? 33...¦h3 34.¦e8 ўg7 35.¦e7 ўg8 36.¦e8 ўg7 37.¦e7 [Ѕ:Ѕ]

а неутомимый “Tiger” нашел мгновенно мат в 3 хода.

33.Ґb4! ¦h3 34.¦e8 ўg7 35.Ґf8! 1-0

По времени этот этап длится примерно 1,5 года.

Пройдя "0" этап, спортсмен переходит к 2-летнему циклу подготовки для достижения уровня международного мастера. Необходимо четко поставить цель, учитывая личные характеристики шахматиста. Для повышения качества тренировочного процесса разрабатывается план. В нашей практике он выглядел так:

1. Тренер вместе с учеником разрабатывают личный дневник студента. В нем указываются ближние и дальние цели, даётся развёрнутый анализ характера спортсмена. Тогда преподавателям компьютерного класса будет понятнее, как выстроить более качественную тренировку на любом этапе спортивного совершенствования.

2. Руководствуясь дневником спортсмена, я составляю наиболее гибкое расписание индивидуальных занятий и консультаций. Уникальные шахматные программы предоставили спортсменам не только право выбора интересной деятельности, но и возможность каждому ребенку проявить свой творческий потенциал.

Так как у квалифицированных шахматистов возникают различные проблемы по всем стадиям партии – дебюту, миттельшпилю и эндшпилю, программа занятий состоит из 3 разделов:

– подготовительный этап освоения приемов и методов самостоятельной работы с информационно—поисковой программой шахматных баз данных — Сhess Аssistant, учебных и игровых программ;

– изучение и закрепление определённых разделов шахматной теории (шахматная тактика и комбинационная борьба, нетривиальные приемы игры в окончаниях – на примерах этюдного творчества, теория и практика разыгрывания отдельных дебютов). Сюда же входит изучение соответствующих разделов шахматной теории на основе творчества отдельных шахматистов (А.Алехин, М.Таль и др.) – все эти возможности реализованы в соответствующих шахматных программах;

– тренинг на игровых программах для закрепления полученных знаний.

Во время обучения в Высшей Школе тренеров мною была разработана система тренировки с помощью компьютерных программ. Особенно эффективной она оказалась для спортсменов, по разным причинам не показывающих результаты в соревнованиях, соответствующие их возможностям и способностям. Практика применения этой системы впервые была опробована на Володе Евелеве. Я познакомилась с Владимиром Евелевым (родился в 1983г.) в начале 1998 г. У него тогда был рейтинг 2220, и я заметила во время нашей первой встречи, что еще не все потеряно.

Первым шагом было составление "досье" – жизненной характеристики самим Володей с упором на шахматные моменты. После этого были составлена программа работы, ставящая краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели и задачи. Важнейшей краткосрочной целью было выйти на уровень игры, позволяющий добиться выполнения в соревнованиях нормативов мастера ФИДЕ. Для этого составили тематику и графики тренировок, спланировали этапы выступлений спортсмена в течение нескольких сезонов, и работа началась.

Володя вспоминал позднее: “К счастью, у меня была одна дорога – довериться опыту педагога и использовать эту методику, потому что раньше я над этими проблемами не задумывался. Часть тренировочного процесса занимали регулярные выступления в соревнованиях по быстрым шахматам с контролем времени по пятнадцать, десять и пять минут”.

С Володей работать было просто – программ в то время было еще мало. Они были просты в использовании и весьма высоки по качеству.

Недельный план индивидуальных занятий в компьютерном классе.1998 г

День недели

Кол—во час

Тема и предмет изучения

Понедельник

2

изучение дебютов по Сhess Аssistant

0,5

отдых

1

решение тактических позиций по CT-ART

1

изучение стратегических проблем по Шахматная стратегия
Вторник

2

  • решение этюдных позиций

по программе Шахматные этюды

0,5

отдых

1

игра с программой Genius или Hiarcs

1

решение тактических позиций по CT-ART
Среда

1

изучение стратегических проблем по Шахматная стратегия

1

  • решение стратегических примеров и задач

по Шахматная стратегия

0,5

отдых

1

игра с программой Genius или Hiarcs

1

решение тактических позиций по CT-ART
Четверг

2

изучение дебютов по Сhess Assistant

0,5

отдых

1

решение этюдных позиций по Шахматные этюды

1

решение тактических позиций по CT-ART
Итого

16

Индивидуальные занятия желательно планировать с учётом стиля, турнирных результатов и перспективных задач. В основу использования программ положена тематика по следующим направлениям:

– решение комбинаций;

– решение этюдов (эндшпильные позиции с тактическим содержанием);

– решение тестовых примеров по стратегии;

– типовые позиции миттельшпиля;

– типовые схемы атаки на короля;

– типовые приемы игры в дебюте;

– постановка дебютного репертуара и построение плана при переходе в миттельшпиль.

Сложность решаемых примеров увеличивалась по нарастающей: от 10 (новичок) до 90 (мастерский, гроссмейстерский уровень) очков.

На момент начала работы в 1998 году примерный план расписания занятий в компьютерном классе на одну неделю, из расчёта 4 академических часа в день, выглядел так, как указано выше.

Были сформулированы следующие задачи для Владимира на различных этапах тренировочного процесса общей продолжительностью в 2,5 года:

 

январь

Февраль

март

апрель

май

июнь

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

*

3

4

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

6

6

6

6

6

6

7

7

7

7

7

7

*

8

8

8

8

8

8

9

9

9

9

9

9

10

10

10

10

10

*

10

11

11

11

11

11

11

12

12

12

12

12

12

13

13

13

13

13

13

14

14

14

14

14

14

*

15

15

15

15

15

15

16

16

16

16

16

16

17

17

17

17

17

*

17

18

*

18

18

18

18

18

19

19

19

19

*

19

19

20

20

20

20

20

20

21

21

21

21

21

21

22

22

22

22

22

22

23

23

*

23

23

23

23

24

24

24

24

24

*

24

25

25

25

25

25

25

26

26

26

26

*

26

26

27

27

27

27

27

27

28

28

28

28

28

28

*

29

29

*

29

29

29

30

30

30

30

30

31

31

31

*

июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

1

1

1

1

1

1

2

2

*

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

*

4

4

5

*

5

5

5

5

5

6

6

6

6

6

6

*

7

7

7

7

7

7

8

8

8

8

8

8

9

9

*

9

9

9

9

10

10

10

10

10

10

11

11

11

11

*

11

11

12

12

12

12

12

12

13

13

13

13

13

13

*

14

14

14

14

14

14

15

15

15

15

15

*

15

16

16

*

16

16

16

16

17

17

17

17

17

17

18

18

18

18

*

18

18

19

19

19

19

19

19

20

20

20

20

20

20

*

21

21

21

21

21

21

22

22

22

22

22

*

22

23

23

23

23

23

23

24

24

24

24

24

24

25

25

25

25

*

25

25

26

26

26

26

26

26

27

27

27

27

27

27

*

28

28

28

28

28

28

29

29

29

29

29

*

29

30

30

30

30

30

30

31

31

31

31

 

Турнирные партии с контролем 2 часа и более
Турниры с контролем по 10 минут в Шахматном клубе – среда
Турниры с контролем по 5 минут в Шахматном клубе – пятница, суббота
*

Турниры с контролем по 15 минут в Шахматном клубе – воскресенье

работа по шахматным компьютерным программам  с тренером и дома

В этот период В. Евелеву удалось выиграть несколько мастерских турниров с участием известных игроков. Совместная работа оказалась особенно успешной при подготовке к решающей партии, которая давала ответ на вопрос, кому из соперников достанется победа в первом турнире и покорится мастерский норматив. Все сведения по дебюту мы получили, работая с информационно-поисковой базой Chess Assistant.

ЕВЕЛЕВ В. — БЕЛОВ В., МОСКВА – 1999

Международный турнир III категории

1. ¤f3 ¤f6 2. g3 d5 3. Ґg2 c6 4. b3 Ґg4 5. Ґb2 ¤bd7 6. O—O e6 7. d4 При подготовке к партии мы решили, что 7.d3 не соответствует принципу борьбы за центр, так как развитие событий в партиях тренера Белова – международного гроссмейстера Сергея Шипова подтверждали это. 7. d3 Ґd6 8. ¤bd2 O—O 9. h3 Ґh5 10. e4 e5 11. Јe1 ¦e8 12. ¤h4 de (12... ¤c5 13. ўh1 Ґf8 14. f4 de 15. ¤e4 ¤fe4 16. de ef 17. gf ¤e4 18. Ґe4 ¦e4 19. Јe4 Јh4 20. ўg2 Ґg6 21. Јe2 Ґf5 22. ¦f3 ¦d8 23. Јf2 Јh5 24. ¦e1 Ґe4 25. ¦e4 Јg6 26. ўh2 Јe4 27. ¦e3 Јb4 28. ¦d3 ¦d3 29. cd Ґc5 30. d4 Ґd6 31. ўg2 Јa5 32. f5 Јa2 33. d5 Јb3 34. dc bc 35. f6 Јd5 36. ўf1 0—1, Landa K.(2591) — Shipov S.(2658), St. Petersburg 1998 Ch Russia) 13. de Ґf8 14. ¤f5 Јc7 15. a4 ¤c5 16. f4 ef 17. Ґf6 gf 18. gf Ґg6 19. Јg3 ¦ad8 20. ¦f2 ¦d2 21. ¦d2 ¤e4µ 22. Ґe4 ¦e4 23. ¦ad1 Јf4 24. Јf4 ¦f4 25. ¤d6 1/2—1/2, Akopian V.(2640) — Shipov S.(2658), Berlin 1996 It В.Белов давно и успешно занимается с Шиповым и, конечно, тренер передал своему подопечному секреты разыгрывания этих позиций. 7... Ґd6 8. ¤bd2 заслуживает внимания рекомендация А. Чернина 8. ¤e5 8... O—O 9. ¦e1 a5 Черные проводят тот же план, что и при пешке на d3. 10. e4N при пешке на с4 пришлось бы считаться с ходом Ґb4. [10. c4 Јb8 11. e4 de 12. ¤e4 ¦d8 13. ¤d6 Јd6 14. Јc1 a4 15. ¤e5 Ґf5 16. h3 ab 17. ab Јb4 18. ¤d7 ¤d7 19. ¦e3 Јd6 20. g4 Ґg6 21. h4 h6 22. h5 Ґh7 23. ¦g3 f6 24. ўh2 ¦a1 25. Ґa1 e5 26. Јe3 Јc7 27. d5 cd 28. Ґd5 ўh8 29. Ґc3 ¦a8 ...1/2—1/2, Cummings D.(2357) — Linskiy O.(2385), Toronto 1998 It] 10... de 11. ¤e4 ¤e4 12. ¦e4 ¤f6 13. ¦e2!? 13. ¦e1 a4 14. c4 Ґb4 15. ¦e3 a3= 13... a4 14. c4 ¦e8?! потеря времени 14... Јa5 15. d5 (15. ¦e3 a3 16. Ґc3 Ґb4 17. Ґb4 Јb4=; 15. ¦c1 ab 16. ab Јh5=) 15... cd (15... Ґc5 16. de Ґe6 17. Ґf6 gf›) 16. cd ed (16... ¤d5?? 17. Јd4ќ; 16... Ґc5!?; 16... Ґe7!?) 17. Ґf6 gf 18. Јd4 f5 19. baІ (19. h3 Ґf3 20. Ґf3 ab 21. Ґd5 Ґb4µ); 14... Јc7 15. h3І 15. h3 Ґh5?! 15... Ґf3 16. Ґf3І; 15... Ґf5 16. ¤h4І 16. g4 Ґg6 17. ¤e5 Јa5 18. ¦e3 a3 18... ab 19. ab Јc7І; 18... ¦ed8!?] 19. Ґc3 Ґb4 19... Јc7!? 20. Ґb4 Јb4 21. h4±

Этот план Владимиру был хорошо знаком по защите КароКанн, когда он изучал этот раздел по компьютерной программе "Энциклопедия миттельшпиля".

21... h6? 21... c5 22. h5 cd 23. hgќ; 21... h5 22. g5 (22. ¤g6 fg 23. g5±) 22... ¤g4 (22... ¤h7 23. Ґf3±) 23. ¤g4 hg 24. Јg4±] 22. h5! 22. g5± 22... Ґh7 23. f4! 23. ¦g3 ¦ad8„ 23... g6 23... c5 24. g5 cd 25. gf de 26. Јg4 Јf8 (26... g6 27. hg) 27. ¤d7ќ; 23... ўf8 24. g5 ¤g8 25. g6ќ; 23... ¦ad8 24. g5 ¤d7 25. g6ќ 24. hg fg № 24... Ґg6± ™ 25. ¦h3 Јf8 26. g5 ¤h5 27. ¦h5 gh 28. g6 Јf4 28... Ґg6 29. ¤g6 Јf5 30. Јb1!? (30. ¤e5 Јf4) 30... Јb1 31. ¦b1 ¦ad8 32. ¦d1 ўg7 33. Ґe4 ўf6 34. ўf2 ¦g8 35. ¤e5± 29. gh ўg7 29... ўh7? 30. Јd3 30. Јd3 Јf5 31. ¦f1! важный промежуточный ход 31... Јd3 32. ¦f7 ўh8 33. ¤d3 ¦f8 34. ¦b7 ¦ad8 35. ¤e5 ¦f6 36. ¦f7 ¦d4 37. ¦f6 ¦d2 38. ¦f7 [1:0]

Затем по совету отца Владимир Евелев, наконец-то, прочитал замечательную книгу Арона Нимцовича “Моя система” и был поражен, насколько идеи классика были хорошо воплощены в программах Шахматная стратегия и Энциклопедия миттельшпиля. Эти идеи ему удалось использовать при выполнении последней мастерской нормы.

Динамика изменения ЭЛО за два с половиной года была такой: 2220—2280—2327—2346—2352—2452.

Роста ИК В.Евелева (рис.1) пунктиром изображен график планируемых результатов, а сплошной линией – реальная кривая роста его ИК.

Рис.1 Изменение рейтинга (ИК—Эло) В.Евелева

В период с июня 1999 по январь 2000 плато графика ИК на рис. 1 обусловлено прекращением турнирных выступлений и сосредоточением основных усилий на аналитической работе и тренировочном процессе.

Аналогичные задачи ставились и перед Артуром Габриеляном (1982 г. рождения, сейчас ММ). С учетом возраста, особенностей характера и индивидуально-личностных качеств темп роста Артура и интенсивность его занятий были повышенными. О том, как ему помогли занятия по компьютерным шахматным программам, рассказывает Артур Габриелян:

Фарахов-Габриелян, Москва 2001

1. e4 c5 2. ¤f3 e6. При подготовке к партии по базе СА 4.0 была найдена партия Фарахов—Евелев, Серпухов 1999 2... d6 3. d4 ¤f6 4. ¤c3 cd 5. Јd4 ¤c6 6. Ґb5 Ґd7 7. Ґc6 Ґc6 8. Ґg5 e6 9. O—O—O Ґe7 10. ¦he1 O—O 11. e5 de 12. Јh4 Јc7 13. ¤e5 ¦fd8 14. ¤g4 ¤g4 15. Ґe7 Јf4 16. ўb1 ¦d1 17. ¦d1 Јf5 18. h3 ¤e5 19. Јd4 h5 20. ¦g1 ¤g6 21. g4 Јf3 22. gh Јh5 23. ¦g3 e5 24. Јd6 Јf5 25. ¤d1 ¦c8 26. ¦c3 Ґe4 27. ¦c8 Јc8 28. Јd8 Јd8 29. Ґd8 f6. К этому варианту я и готовился. Решение сыграть сицилианскую защиту пришло после изучения стиля моего противника. 3. ¤c3 d6 4. d4 cd 5. ¤d4 ¤f6 6. Ґe2 Ґe7 7. O—O O—O 8. Ґe3 ¤c6 9. ўh1 a6 10. f4 Јc7 11. a4 ¦e8 12. Ґd3 ¤b4 13. Јe1 ¤d3?!N 13... e5 14. fe de 15. ¤f5 Ґf5 16. ¦f5І b5! 17. ab (17. Ґg5!) 17... ab 18. Ґg5 Јb6! = 19. h3 h6 20. Ґh4 (20. Ґf6 Ґf6 21. ¦a8 ¦a8 22. Јf1 ¦b8=) 20... ¦a1 21. Јa1 ¤d7?! (21... ¤d3! 22. cd b4 23. ¦f6 (23. Ґf6 bc 24. Ґe5 c2›) 23... Ґf6 24. ¤d5 Јd8 25. Ґf6 gf 26. Јf1=) 22. Ґb5І Ґh4 23. Ґd7 ¤c2 24. Јa4 Јe3 25. ¦f1 ¦d8 26. Јc2 ¦d7 27. ¤d5 Јg3 28. b4 Ґg5 29. b5 ўh7! 30. b6?! (30. ¦f3 Јe1 31. ўh2±) 30... Ґf4 31. ¤f4 ef 32. e5 g6? (32... Јg6! 33. Јb3 ¦b7 34. ¦b1 f3 35. gf Јg3) 33. Јc6! ...1—0, Oll L.(2630) — Morozevich A.(2758), Moscow 1994 Olympiad; 13... Ґd7 14. a5 ¤d3 15. cd Ґc6 16. Јg3 Ґf8 17. f5 e5 18. ¤c2 d5 19. Ґg5 ¤h5 20. Јg4 de 21. Јh5 ed 22. ¤e3 f6 23. Ґh4 ¦ad8 24. ¦fd1 ўh8 25. Ґf2 Јc8 26. ¦ac1 e4 27. ¤cd5 Јb8 28. ¤b6 Ґd6 29. Јg4 Ґf4 30. Ґg3 Ґe3 31. Ґb8 Ґc1 32. ¦c1 e3 33. ¤c4 ...0—1, Yermolinsky A.(2588) — Ehlvest J.(2592), Rakvere 1993 It 14. cd Ґd7 15. Јg3 Ґf8 перед тем, как сделать свой пятнадцатый ход, я рассчитал 16. e5 ¤d5! 16... de 17. fe ¤d5 18. ¤d5 ed и думал, что у черных все в порядке. Однако вскоре я, к своему ужасу, заметил, что после 16.е6! – распрощаюсь с надеждами на призовое место в личном и на победу в командном зачетах. 17. ¤f5

и начинаются большие тактические осложнения. Но имея практику занятий по программам СТ-ART 3.0 (тактика) и Энциклопедия миттельшпиля I (в том числе и по типовым позициям сицилианки), я чувствовал себя уверенно.

17... Ґc6 18. ¤d5 Ґd5 19. ¤h6 ўh8 тут в моем мозгу промелькнул забавный вариант 20. Ґd4 20. ed Јd7 21. Ґd4 e5 22. fe (22. Ґe5 f6) 22... Ґe6! и белые теряют коня после 20... de 21. Ґe5 Јe7 Волнения улеглись, мое настроение улучшилось, как и позиция. 22. ¤g4 f6 23. Ґc3 Јf7 24. ¦ae1 b5 25. ab ab 26. ¦e3 у соперника начался цейтнот и я также заторопился в надежде сбить флажок... 26... b4 27. Ґd2 № 27. Ґd4 27... ¦a2 28. Ґc1 ¦c8 29. ¦ee1 Јg6?! 29... ¦c2 30. ¦f2 Јc7µ 30. f5 Я считал, что соперник вот—вот ошибется и после сделанного хода слегка растерялся. И принял решение перейти в эндшпиль, чтобы спокойно “дожать” соперника. Однако не был уверен, что белые должны были так безропотно проигрывать. 30... ef 31. ¤e3 Јg3 32. hg Ґe6 33. ¤f5? необходимо было использовать единственный шанс, заключавшийся в 33. d4! 33... Ґf5 34. ¦f5 ¦a1 35. ¦ff1 ¦c2 36. Ґf4?! 36. d4! 36... ¦e1 37. ¦e1 g5 38. Ґe3 ўg8 39. Ґd4 ўf7 40. ¦a1 № 40. g4 40... ¦d2 41. ¦a7 ўg6 42. ¦a6 Ґe7 43. ¦e6 .

Здесь я нашел продолжение, ставящее белых в положение цугцванга. Занятия по программе Шахматные этюды даром не прошли! 43... ўf7! Хуже 43... ¦d3?! 44. ¦e7 ¦d4 45. ¦b7 44. ¦e3 ¦d1 45. ўh2 h5 46. ¦f3 g4 47. ¦f4 ўg6?! 47... ¦d3!… 48. ўg1 ¦d4!° 48. ¦e4 ўf7 49. ¦f4 ¦d3 50. Ґf2 Ґd6 51. ¦c4 f5 52. ўg1 ¦d1 53. ўh2 h4 54. ¦c2 ¦d3 55. ўg1 hg 56. Ґe1 ¦d1 57. ўf1 b3 58. ¦c4 ¦b1 [0:1]

За два года тренировок на учебных компьтерных шахматных программах рейтинг Артура возрос до 2482!

Тренировки шахматистов, пришедших в клуб позднее, стали интереснее, хотя и усложнились, так как ChessAssistant стал выбрасывать на рынок одну программу за другой. Ныне их число превысило 20.

Ниже приводится характеристики учебных и информационно—поисковых программ (таблица 4), используемых в тренировке по состоянию на сегодняшний день.

Характеристики и этапы использования программ

в учебно-тренировочном процессе

1997-2003 год

 

 

Программы

 

Уровень

Мастерства(ELO)

Количество позиций/уроков
(осн. + вспомогател.)

 

Дебют

Миттельшпиль

Энд—

шпиль

Программы для квалифицированных шахматистов

Информационно—поисковая система Chess Assistant 7.1

1600-2700

2 240 000 партий + 7 игровых программ

a

a

a

"Александр Алехин"

1500-2300

1300 партий + 200 позиций

a

a

a

"Михаил Таль"

1500-2300

2590 партий + 260 позиций

a

a

a

"Эмануил Ласкер"

1500-2300

630 партий + 200 позиций

a

a

a

"Хосе Рауль Капабланка"

1500-2300

640 партий + 200 позиций

a

a

a

CT—ART 3.0

1400-2400

1220+1000

позиций

a

a

Шахматные этюды

1600-2400

950+900

заданий

a

Стратегия 3.0

1600-2400

250 примеров

и 1100+450 заданий

a

a

Энциклопедия дебютных ошибок

1400-2200

1255

заданий

a

Энциклопедия Миттельшпиля – I

1600-2400

600 лекций + 1000примеров+400

заданий

a

a

Энциклопедия Миттельшпиля – II

1600-2400

700 лекций + 600примеров+140

заданий

a

a

Энциклопедия Миттельшпиля – III

1600-2400

550 лекций + 500 примеров+140

заданий

a

a

Шахматные комбинации.

Задачник для разрядников

1400-2200

1200 позиций

a

a

a

Шахматный университет

1600-2300

Дебютная энциклопедия 2003,  База 600 000 партий , Игровые аналитические программы Crafty и Дракон , Учебник по эндшпилю

a

a

a

 

 

 

Современный шахматный дебют.

Сицилианская защита

1600-2300

50 000 партий+550 примееров+50 партий-теестов

a

a

a

Современный шахматный дебют.

Французская защита

1600-2300

56 000 партий+550 примееров+50 партий-теестов

a

a

a

Квалификационные требования к спортсменам

Задачи 2-летнего тренировочного цикла существенно усложняются в отличие от требований "0" этапа. Цель - достигнуть уровня игры ИК-Эло примерно 2400 ед., что соответствует уровню ММ. На этом этапе юный спортсмен должен расширить свой репертуар до 3-4 дебютов за белых и стольких же - за черных, в совершенстве овладеть тактическим оружием (90% правильно решенных тестовых заданий высокой трудности, тема задания неизвестна), широкой палитрой стратегических приемов: знать, как изменяются соотношения элементов оценки позиции в зависимости от пешечной конфигурации или от имеющегося соотношения материала на доске; знать свыше 100 типовых планов из наследия шахматных классиков, владеть элементарными типовыми шахматными окончаниями: оценка, план игры, типовые тактические приемы примерно для 600 эндшпильных позиций, овладеть приемами ведения игры в игровых окончаниях и так называемых "простых" позициях. В совершенстве освоить работу на персональном компьютере с информационно-поисковой системой ведения шахматных баз данных (Chess Assistant), новыми учебными и игровой программами.

Остановимся на стадии и плане подготовки тренировочного цикла.

Индивидуальные занятия желательно планировать с учетом стиля, турнирных результатов и перспективных задач. В основу использования программ положена тематика по следующим направлениям:

- совершенствование и тренировка техники расчета шахматистом вариантов;

- решение комбинаций;

- решение этюдов (эндшпильные позиции с тактическим содержанием);

- решение тестовых примеров по стратегии;

- типовые позиции миттельшпиля;

- типовые схемы атаки на короля;

- типовые приемы игры в дебюте;

- постановка дебютного репертуара и построение плана при переходе в миттельшпиль.

В процессе тренировки используется участие в турнирах для проверки практической готовности к соревнованиям и обкатки дебютного репертуара. Большую практическую пользу в этом плане оказывает участие в темпо-турнирах с укороченным контролем времени -10-15 или 25 мин.

Необходим контроль и оценка результатов тренировочного этапа. В двухлетнем цикле подготовки юных шахматистов до уровня ММ обязательно должны быть промежуточные этапы контроля. Из педагогической практики известно, что результаты интенсивных интеллектуальных занятий дают практический результат примерно через 5-6 месяцев. Поэтому считаю целесообразным двухлетний цикл подготовки разбить на 4 части. Результаты работы на каждом этапе должны проходить практическую проверку участием в соревнованиях, имеющих принципиальное значение в спортивной биографии шахматиста. Кроме этого определенную оценку подготовленности шахматиста и его росту может дать решение тестовых заданий на ПК в программах "CT-ART", "Шахматная стратегия", "Энциклопедия миттельшпиля I, II”, "Энциклопедия дебютных ошибок", "Шахматные этюды", "Практикум по эндшпилю". Желательный рост результатов тестирования шахматиста приведен в таблице.

Результаты тестирования на промежуточных этапах подготовки

Программы

I этап

II этап

III этап

IV этап

"CT-ART 3.0"

60

70

80

90

Шахматная стратегия

40

55

70

85

Энциклопедия миттельшпиля I

30

50

65

85

Энциклопедия миттельшпиля II

30

50

65

85

Шахматные этюды

30

50

65

85

Практикум по эндшпилю

30

55

70

90

Энциклопедия дебютных ошибок

60

70

80

95

Замечена следующая закономерность: в 1-й год не происходит резкого роста спортивных результатов, а во 2-й - бурный рост спортивных успехов и как следствие - резкая прибавка ИК. Первый год характеризуется накоплением знаний и шлифовкой приобретенных навыков, наибольший скачок результатов происходит на 2-м году тренировки.

Текущее состояние и полученные результаты

В настоящее время по предлагаемой методике занимаются свыше двадцати шахматистов. 8 человек проходят "0" этап, 15 - находятся на различных этапах двухгодичного цикла подготовки. А три из них- Владимир Евелев, Артур Габриелян и Николай Куренков завершили свою подготовку и стали международными мастерами. Вырисовалась даже “формула успеха”.Итак, дано: 2200 Ело+ 2 года работы по программам Информсистемы= международный мастер.

Взгляд в будущее.

В общем-то, на этом можно было бы и закончить рассказ о моем опыте внедрения современных методов компьютерного обучения в клубе им. Т.В. Петросяна, но есть еще несколько вопросов, которые возникают как бы сами собой. Это размышления о будущем в свете сегодняшних тенденций.

В некоторых публикациях проскальзывают идеи о безальтернативности компьютерного шахматного обучения. Это не совсем верно, на мой взгляд. Наибольшую пользу оно приносит вместе со стандартными базовыми методами тренировки. Рассуждения же о дороговизне шахматных программ лишены, полагаем, смысла в свете стоимости одного часа консультации у известных тренеров.

Новые технологии стремительно развиваются. Очевидно, что попытки только совершенствовать уже наработанные методики, упорно не замечая новейших средств дополнительного обучения, потихоньку теряют свой смысл. Оптимальным, как показала практика педагогов клуба им. Т.В.Петросяна, является комплексное преподавание шахмат.

Шахматный мир стоит на пороге больших перемен, и хотим мы того или нет, но преподавание шахмат в недалеком будущем трансформируется в совершенно иную форму, о которой на сегодня можно только догадываться. Одинокая фигура преподавателя у шахматной доски уходит в прошлое…